Уже уходите?
Останемся на связи!
Закажите обратный звонок
Мы найдем выгодное для вас решение
Регистрации бизнеса недостаточно, чтобы начать зарабатывать. На этапе его планирования нужно ознакомиться с законодательными актами и определиться, нужно ли оформлять специальные разрешения. Если вид деятельности субъекта хозяйствования включен в перечень занятий, подлежащих лицензированию, то без получения лицензии не обойтись. Что же такое лицензирование деятельности, с какой целью оформляется лицензия, что для этого нужно, и как ее получить? На все эти вопросы можно найти ответы в этой статье.
Лицензия является инструментом регулирования и контроля деятельности, которая потенциально может нанести вред обществу. Она выдается лицензирующим органом, специализирующимся на оценке субъекта хозяйствования в определенной нише. Для получения разрешения нужно привести в соответствие характеристики бизнеса и его документацию.
Виды
В зависимости от специфики деятельности, на которую оформляется лицензия, различают ее несколько видов:
Лицензия на любые виды деятельности оформляется по типовой форме, регламентированной в правительственном Постановлении №826 от 06.10.2011г. В ней отображена информация:
Действие полной лицензии территориально не ограничивается. Ее обладатель вправе сменить фактический адрес при условии сохранения всех условий деятельности, которые были оценены при получении разрешительного документа. О таком решении ему нужно уведомить лицензирующий орган в регионе прибытия для ведения бизнеса. Обладателям простой лицензии при смене региона ведения предпринимательской деятельности придется получать разрешительный документ заново.
Разрешительный документ на ведение большинства видов деятельности выдается бессрочно. Для некоторых занятий в законе предусмотрена необходимость пролонгации действия лицензии после истечения регламентированного срока.
Деятельность субъектов хозяйствования затрагивает интересы граждан, партнеров по бизнесу и государства в целом. Она часто оказывает влияние на окружающую среду, безопасность общества, а также на оборонные способности страны и на ее объекты культурного наследия. Лицензирование предотвращает нарушение прав, исключает риски для здоровья и жизни людей, а также гарантирует надежность сотрудничества с соблюдением всех требований действующего законодательства.
Вопросы лицензирования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регулируются ФЗ-99 от 04.05.2011г. В статье 12 закона приведен перечень деятельностей, которыми запрещено заниматься, не получив разрешение от контролирующего этот вопрос уполномоченного органа.
В список включены занятия, которые могут быть потенциально опасными для интересов общественности, государства, контрагентов и партнеров или для окружающей среды. Для каждого вида деятельности приняты отдельные нормативные акты, регулирующие ее и регламентирующие определенные правила и порядки, которым нужно соответствовать.
Обращаться в уполномоченный орган за лицензией придется представителю бизнеса, если его деятельность находится в таких нишах, как;
В законе охватываются и другие виды деятельности, требующие ответственного организационного и реализационного подхода. На этапе планирования открытия бизнеса, следует ознакомиться со списком занятий, для которых нужно разрешение, изучить выдвигаемые в нормативных актах требования и оценить свои возможности их выполнить.
Чтобы получить лицензию, нужно привести в соответствие не только документацию, но и условия, в которых планируется вести деятельность. Для этого нужно обратить внимание на такие вопросы, как:
Все эти требования специфичны и зависят от конкретного вида деятельности, под который оформляется разрешение. Ознакомиться с ними можно в действующем законодательстве, регулирующем нишу занятий. Помогут в этом вопросы и специалисты организации, занимающейся вопросами лицензирования.
Как получить лицензию
Схема оформления лицензии не отличается сложным алгоритмом. Гораздо труднее привести в соответствие требованиям законодательства субъект хозяйствования. Если этот этап уже завершен, то дальнейшие действия по алгоритму:
Документы
Основанием для выдачи лицензии является заявление. Форма бланка определяется лицензирующим органом, курирующим вид деятельности, на который требуется получение разрешение. В любом случае, заявление формируется из нескольких разделов:
К заявлению нужно приложить пакет документации, подтверждающей соответствие претендента требованиям законодательства относительно ведения деятельности в выбранной нише. В нем также отображен перечень бумаг, содержимое которых будет подвергаться анализу и оценке. Большая часть из них предоставляется в ксерокопированном и заверенном виде.
Пошлина
Одним из условий получения разрешения на работу в выбранной нише, является оплата государственной пошлины. Платеж производится единоразово, на этапе оформления лицензии. Ее размер регламентируется налоговым законодательством и зависит от направления хозяйствования.
В статье 333.33 Налогового кодекса РФ, величина пошлины определена суммой 7500 рублей. Однако существуют такие виды деятельности, где ее величина значительно отличается размерами. Это обусловлено сложностью анализа условий работы претендента представителями уполномоченного органа, а также большими временными затратами на проверку соответствия их требованиям законодательства.
Госпошлина увеличена по таким видам деятельности, как:
Без оплаты государственной пошлины документы претендента не будут рассматриваться. Однако в случае получения отказа в выдаче разрешения по любой причине, госпошлину не возвращают. При следующем обращении в уполномоченный орган, ее придется оплачивать заново.
Отказать в выдаче разрешительной документации могут в случае нарушения правил оформления заявления или бумаг из приложения к нему, а также в ситуации, когда характеристики субъекта хозяйствования не отвечают законодательным требованиям. В первом случае вопрос может быть решен без финансовых затрат. Если представители уполномоченного органа выясняли, что в пакете документации отсутствуют нужные документы или они неправильно составлены, то они уведомят заявителя письмом, которое вручается лично или отправляется по почте на протяжении трех дней с даты регистрации первичного обращения. В нем должно быть указано, что именно нужно откорректировать. На это законом выделяется 30 дней.
Если не вложиться в этот срок, то весь процесс придется начинать заново. Также придется повторно оплатить государственную пошлину. Поэтому важно соблюдать сроки, чтобы не переплачивать.
После повторной подачи бумаг схема процедуры не изменяется. Сотрудники уполномоченного органа должны рассмотреть их на протяжении трех дней и возвратить их, если они не соответствуют требованиям нормативных актов, или уведомить о ходе рассмотрения.
Если лицензирующий орган выносит решение об отказе в выдаче разрешения на ведение деятельности, то в нем должны содержаться его причины. При этом важно, чтобы в письме присутствовали ссылки на законодательные акты, обосновывающие отказ, или на акты проверки.
Когда нужно переоформлять
При смене любых данных о предприятии, отображенных в лицензии, требуется ее переоформление. Пренебрежение этим требованием, может стать причиной штрафных санкций и запрета на ведение деятельности, поскольку предъявленное субъектом хозяйствования разрешение может интерпретироваться контролирующими органами при проверке как недействительное. Основания для обращения в лицензирующий орган для переоформления могут стать изменения:
Если ниша бизнеса есть в списке ФЗ-99 от 04.05.2011г., то без ее получения запрещено вести хозяйствование. При выявлении проигнорированного законодательного требования контролирующими органами, по отношению к индивидуальному предпринимателю или к юридическому лицу будут применены штрафные санкции в размере до 50000 рублей. При этом производится конфискация произведенной продукции, сырье и даже оборудования.
Лицензия выдается субъекту хозяйствования, если его руководитель организовал все процессы в соответствии с законодательными требованиями. В его обязанности входит соблюдение всех правил, которые были проверены на этапе получения разрешения на протяжении всего периода его действия. Контроль за этим возложен на лицензирующий орган. Он осуществляется в формате плановых и внеплановых проверок. Если в ходе этих мероприятий выявляются нарушения, то уполномоченный к таким действиям проверяющий выписывает предписание об их устранении в определенные сроки.
При отсутствии реакции со стороны руководителя бизнеса, действие лицензии приостанавливается. Пока не будет решен вопрос с устранением нарушения, вести деятельность запрещается.
Возобновление лицензии возможно после выполнения требований выданного проверяющими предписания. Для этого нужно уведомить об этом уполномоченных представителей лицензирующего органа, которые после проверки произведут соответствующую запись в реестре и выдадут документ.
В ситуации, когда руководство компании или индивидуальный предприниматель не предпринимает действий для возобновления действия разрешительного документа, лицензирующий орган направляет в судебные инстанции иск с требованием его аннуляции. Суд всегда принимает сторону истца и выносит решение о прекращения действия лицензии. Она аннулируется через 10 дней после его регистрации.
При закрытии бизнеса, действие лицензии автоматически прекращается по инициативе лицензирующего органа, который уведомляет Налоговая Служба. Аннулировать разрешительный документ можно по заявлению индивидуального предпринимателя или руководства субъекта хозяйствования, что актуально в случае отсутствия планов зарабатывать, ведя деятельность, на которую оформлена лицензия.
Лицензия нужна не на все виды деятельности, а лишь на те, которые представляют потенциальную угрозу обществу, природе или государству. Разобраться с вопросом, нужен ли разрешительный документ или нет, помогут специалисты Центра лицензирования и СРО "ЮКВ-Бизнес". Они посодействуют в получении лицензии, сертификата, во вступлении в СРО, а также окажут профессиональные юридические услуги.
Мы найдем выгодное для вас решение